Разъяснение о ростовщичестве

ar-riba

Ассаламу алейкум ва рахматуЛЛаhи вабаракаатуh.
Дорогие единоверцы! Как известно, ростовщичество, лихва (риба) является одним из самых тяжких грехов, и в этом единодушны все мусульманские учёные-богословы. Узнав о запретности занятия ростовщичеством из основополагающих источников Ислама, человек, который думает и беспокоится о своей вечной жизни, не поддастся этому соблазну и никогда не будет этим заниматься.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
وَأَحَلَّ الله الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا (البقرة، 275)
Смысл: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Аль-Бакара», аят 275).
Таким образом, Коран однозначно запрещает заниматься лихвой, и поэтому человек, считающий ростовщичество дозволенным, впадает в неверие. Всевышний Аллах объявил войну людям, занимающимся лихвой. В Коране сказано:
فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ الله وَرَسُولِهِ (البقرة، 289)
Смысл: «Если вы не оставите занятие ростовщичеством, то Аллахом и Его Посланником вам будет объявлена война» (сура «Аль-Бакара», аят 289).

В книге «Аль-Фатави аль-хадисийя» говорится: «Аллах объявил войну только двум категориям людей: это ростовщики и люди, наносящие вред святым угодникам Аллаха – авлия». Из сказанного явствует, насколько тяжким грехом является ростовщичество. Даже если человек думает, что посредством лихвы он получает материальную выгоду, всё равно в итоге это ему обернётся убытком, лишением благодати (бараката).
Всевышний Аллах говорит:
يَمْحَقُ الله الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ (البقرة، 276)
Смысл: «Аллах удалит выгоду из ростовщичества, имущество, которое было смешано с лихвой, Он погубит, а воздаяние за имущество, которое было пожертвовано в милостыню, Он преувеличит» (сура «Аль-Бакара», аят 276).

О наказании, которое понесут ростовщики, в Священном Писании говорится:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ (البقرة، 275)
Смысл: «Люди, пожирающие риба, т. е. занимающиеся ростовщичеством, в Судный день воскреснут, подобно сумасшедшим, одержимым дьяволом» (сура «Аль-Бакара», аят 275).
В хадисе о тяжести греха ростовщичества пишется: «Вы остерегайтесь семи грехов, губящих человека: отрицания Единобожия, колдовства, убийства человека, которого Аллах запретил убивать, употребления плодов ростовщичества, использования имущества сирот, дезертирства (со священной войны), клеветы на непорочных женщин» (Аль-Бухари и Муслим).
Многие спрашивают: в грех впадает только тот, кто отдаёт деньги под проценты, или тот, кто берёт, тоже? И дающий, и берущий, и все, кто способствуют ростовщичеству, являются соучастниками этого греха. В хадисах говорится:
لعن رسول الله صلي الله عليه وسلم اكل الربا وموكله (مسلم) وزاد الترمذي وغيره وشاهديه وكاتبه
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял употребляющего плоды ростовщичества, отдающего их, оформляющего, свидетелей, ибо они все равны в грехе» (Муслим);
«Грех за осознанное употребление одного дирхама из ростовщичества больше, чем грех за совершение тридцати шести прелюбодеяний» (Ахмад, Табрани);
«У ростовщичества семьдесят две категории, и самая меньшая из них по тяжести греха равна совершению прелюбодеяния со своей матерью» (Табрани);
Ещё в хадисах говорится, что ближе к Концу света ростовщичество, прелюбодеяние и употребление алкоголя усилятся.
Посудите сами, дорогие братья, будет ли человек, который боится гнева Аллаха и убеждён в наступлении Судного дня, заниматься ростовщичеством.
Мудрость в запрете ростовщичества
Многие спрашивают: если обе стороны (отдающая и принимающая) совершают это по обоюдному согласию, почему же нельзя заниматься ростовщичеством?
Во-первых, человеку не подобает задавать вопрос «почему?», кроме как человеку, равному себе. Например, вопрос «почему?» не задаётся рабом своему господину так же, как не задаётся он творением своему Творцу. После повеления Всевышним Аллахом раб обязан выполнять приказы, не задавая подобных вопросов.
Во-вторых, когда деньги отдают в долг на определённое время под проценты, то вернуть долг с процентами в указанное время получается не у каждого. Из-за процентов должник бывает вынужден продать своё имущество, даже своё жильё, что часто приводит к семейным конфликтам, дело доходит до развода, а порой это даже может заставить его прибегнуть к самоубийству. Учитывая эти и подобные обстоятельства, Ислам запрещает занятие ростовщичеством.
Категории ростовщичества
Первым видом ростовщичества является долговая лихва.
Человеку, имеющему возможность, очень желательно отдавать деньги в долг без процентов, когда кто-либо нуждающийся просит об этом у него. Такой поступок высоко награждается в Исламе. За человека, который предложил вам деньги, рекомендуется даже прочесть мольбу. В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Усамы ибн Зайда, говорится: «Человеку, которому кто-либо совершил добро, желательно сказать:
بَارَكَ اللهُ لَكَ فِي أَهْلِكَ وَمَالِكَ
«Баракаллагьу ляка фи агьлика ва малика».
Смысл: «Да благословит Аллах тебя, твою семью и имущество!»
А что касается предоставления имущества другому с процентами, то это является запретным, и человек, совершающий подобное, представляясь благодетелем, на самом деле является большим грешником и притеснителем, который отбирает чужие деньги. Не в малой степени виноват и тот, кто просит в долг подобным образом. Ведь если обе стороны хотят получить обоюдную денежную выгоду, то можно, изучив шариатские законы, заключить сделку под названием «кираз» и делить между собой полученную прибыль так, как им удобно.
Некоторые люди вкладывают деньги в банки с целью получить проценты, что тоже является ростовщичеством. Не нужно вкладывать деньги в кассу. А если нет другого места для хранения денег, то можно их вкладывать в банк, но только с намерением хранить деньги. Что же касается процентов с денег, полученных этим путём, то их нужно израсходовать в благотворительных целях: раздать бедным, вложить в постройку мечетей, мостов, проведение воды, то есть их нужно употребить для общей пользы. Однако ни в коем случае их нельзя оставлять в кассе, так же как нельзя их использовать в собственных целях, ибо это является ростовщичеством. Так пишет всемирно известный мусульманский учёный Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в книге «Ма‘а ан-нас» (с. 57).
Ростовщичеством является и процентный кредит, выдаваемый государством. Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном ат-Табрани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой какую-либо пользу, выгоду, является ростовщичеством».
Если человек поставил условие: «Я дам тебе тысячу рублей в долг, если ты продашь свою машину или заступишься за меня перед кем-либо», то это является ростовщичеством. Когда человек даёт в долг, он должен делать это ради Всевышнего, но если кроме вознаграждения от Всевышнего он поставит условие получить денежную, телесную или словесную пользу, то это является ростовщичеством. А если кто-либо возьмёт деньги в долг без каких-либо условий и, возвращая его, отдаст хозяину больше, чем полагалось, то это не является ростовщичеством, кроме случая с деньгами, которые выдаются в банке, ибо за счёт вложенных денег банковские работники используют ростовщичество, потому это является запрещённым.
Вторым видом ростовщичества является ситуация, когда человек продаёт или обменивает что-либо, указав время для возвращения или с условием возврата с излишком. В каких же случаях это бывает?
Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, указал на два аспекта, за счёт которых человек может попасть в ростовщичество: вещь должна быть ценной и такой, которую человек употребляет в пищу. То есть подобный вид ростовщичества связан с продуктами питания и деньгами.
В продукты питания входит всё, что употребляет человек. Например, все злаковые культуры: пшеница, ячмень, рожь, горох, рис, кукуруза и т. п., а также сахар, конфеты, мука, масло, сыр, все фрукты, овощи, травы. В соли, воде, лекарствах также получается ростовщичество. Одним словом, всё, что человек может употреблять для сохранения, содержания своего тела, в качестве пропитания, удовольствия и лечения.
А в категорию денег входят золото, серебро и все виды бумажных денег.
Если обмениваться продуктами на деньги, то ростовщичества не будет. При обоюдном согласии, будь то больше (с одной стороны) или меньше, с отсрочкой или же без неё, обмен продуктов на деньги разрешён.
А также если обменивать одежду, обувь, руду, дом, землю, комнату на подобные вещи, то это не считается ростовщичеством.
Ростовщичество случается, когда обмениваются деньгами на деньги или продуктами питания на продукты питания.
Если при обмене два вида из продуктов питания будут иметь одинаковые названия (например, соль на соль, яблоки на яблоки, воду на воду, картофель на картофель, золото на золото, рубли на рубли, доллары на доллары) во избежание попадания в ростовщичество необходимо соблюдать следующие три условия:
1) обмениваемые вещи должны быть равными (в весе, объёме и т. п.);
2) обмен не должен быть отсрочен на какое-либо время;
3) следует передать предметы обмена из рук в руки, пока не разошлись с места совершения сделки. Отсутствие одного из этих условий является ростовщичеством.
Однако если происходит обмен двух разных товаров, в которых также присутствуют причины ростовщичества (т. е. продукты питания или деньги), например, пшеницы на рожь, сахара на муку, картофеля на грушу, долларов на рубли и т. д., то условие равенства с обеих сторон отпадает. Поэтому разрешается, например, обменивать мешок пшеницы на два мешка ржи и т. д.
В любом случае, если обмениваться какими-либо продуктами питания, нельзя отсрочивать обмен на определённый срок, и нужно, чтобы обмен – передача из рук в руки – состоялся на месте заключения договора, пока люди не разошлись, в противном случае получится ростовщичество. Например, если совершили бартер и один дал тонну сахара весной с условием, что другой отдаст тонну пшеницы осенью после сбора урожая, то это ростовщичество. Также получится ростовщичество, если дать 100 долларов с условием вернуть 6000 рублей, к примеру, завтра..
По мазхабу имама Абу Ханифы сторонам можно разойтись с места сделки до передачи товара друг другу. Иначе говоря, по мазхабу имама Абу Ханифы передача товара на месте сделки не является условием. Однако если обмениваются деньгами, то и, по мнению имама Абу Ханифы, передать их нужно из рук в руки на месте сделки.
Мы должны знать уважаемые мусульмане, что мы будем отвечатать за каждый наш поступок перед Всевышним Аллагьом. И в лучшем случае Всевышний нас накажет на этом же свете.
اذا اراد الله بعبده خيرا عجَّل له العقوبة في الدنيا, واذا اراد الله بعبده الشرَّ امسك عنه بذنبه حتي يوافي به يوم القيامة
Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказа-
нию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не
(наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День вос-
кресения. ( Муслим )
Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, ко-
торые затронут самого человека, его детей и его имущество, до
тех пор, пока не встретит (человек) Аллаха Всевышнего безгреш-
ным1. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший
достовер ный хадис».)

васалааму алейкум варахматуЛЛаhи вабаракатуh.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>